ВАВИЛОН                         

 

    Вавилон пал в 539 г. до Р.Х. Добро восторжествовало. Жители возликовали. Плененные иудеи смогли в очередной, но не в последний раз вернуться домой, не почувствовав, однако, значительных перемен к лучшему в своей повседневной жизни. Так, чтобы всем и сразу стало лучше, вообще не бывает - особенно в результате одолений и потрясений. И тогда, видимо лет где-то через 10-20 после падения Вавилона, родился один из главных мифов человечества: миф о том, что Вавилонде вот-вот не сегодня-завтра падет, рухнет, и тогда мы все заживем на славу, обнявшись, как братья и сестры.
    Миф доныне жив, регулярно рушатся очередные Вавилоны, а тем временем павший Вавилон крепнет и расползается по свету жирным пятном,- вот вкратце суть и "основное противоречие" современной эпохи. И всех других тоже.
    Субкультура - это способ самочинно, не дожидаясь его формального падения, удалиться из Вавилона, создав вокруг себя и своих друзей иллюзорную групповую реальность. Или свой собственный Вавилон - это, уже смотря, какая субкультура.
Поэтому миф о Вавилоне субкультуре необходим, хотя бы просто как олицетворение Великого Отказа от немилых и постылых лживых ценностей господствующей культуры. При этом, как и любой миф, он, как это ни парадоксально, пытается черпать силу в системности, категориальности, теоретичности, рациональном обосновании и выведении себя из самых разных респектабельных философских и научных традиций прошлого. Впрочем, вполне возможно, что это козни Вавилона, и по-настоящему неопровержим лишь миф, отдающий себе отчет в собственной мифологичности.
    В большинстве западных (включая наши родные "скифские") субкультур этот миф вошел в интерпретации субкультуры растафари (рэггей-раста, раста и т.п.), более других приведшей его в систему. Причиной приязни многих молодежных субкультур к субкультуре растафари и ее идейному арсеналу было и то, что раста - одна из немногих субкультур, которой заказано мирное врастание в Вавилон, потому что ее носители - не затосковавшие по лунному свету и чему-то несбыточно красивому (в любом обличьи: "Нигилист идеализирует безобразное",- говорил Ф.Ницше, и это правильно) юные граждане Вавилона, а дно, вавилонская лимита, у каждого из них на лбу написано: «Чужой". Это не игра в контркультуру на досуге, а отпетость всерьез и бесповоротно.

Zabriski Rider

 

..................................................РАСТА................................................ 

                                            

 
Для растамана "травка" - предмет религиозного поклонения. В интервью журналу "Роллинг Стоун" Боб Марли говорил: «Когда ты куришь траву, это открывает тебе твою собственную суть. Все твои недостойные поступки открываются тебе травкой - это твоя совесть, и она дает тебе честную картину самого себя. травка заставляет тебя предаться созерцательному размышлению ... это всего лишь природный продукт, и она растет, подобно дереву". А вот что пишет журнал британских растаманов: "Посредством священной травы, которую создатель дал человеку для пищи (духовной) Е.Г.О. слуга отделяет себя от Вавилона, даже находясь посреди него. Человек очищает храм свой, воскуривая в нем этот божественный фимиам. Эта трава есть причащение Я и Я (так называет себя "братия растафари" - Н.С.) к Джа, к Псалмам, чтобы изгнать порочные понятия их Живой Церкви человека (по представлениям расты человек - сам себя храм, поэтому культовые сооружения излишни, - Н.С.) и преградить Вавилону дорогу назад. И хотя Система борется с травой, она не может помешать расте пользоваться этим божественным средством очищения, чтобы возносить хвалу Джа Растафари".

   Другим важным средством раскрепощения сознания считалось самодеятельное искусство.  У искусства есть могущество, чтобы освободить человека от определенных тягот, вызванных его образом жизни. Растафаризм выражается не в физическом образе, а в духовном понятии... Художники - пионеры духа. Мы,более молодое поколение растафари, должны сохранять наследие прошлого...Мы - те, кто должен добавить новые богатства в сокровищницу Черной культуры..."

  Самая броская внешняя черта растамана - для посторонних это стало визитной карточкой растафари - длинные локоны, скрученные в косицы. По задумке братии из Пиннакля, это была древняя "эфиопская" прическа, делавшая африканцев былых времен гордыми и непобедимыми, похожими на Льва Иудейского. Львиная грива действительно придает растаманам неповторимую импозантность.

   Локоны шокировали цивильных граждан, окрестивших их "дрэдлокс" ("ужасные патлы" - по-нашему это бы называлось "хайр"). Растаманы подхватили словцо, назвав себя "дрэдлокс", "Дрэдс" или же "нэтти дрэдс" ("нэтти" - искаж. англ. "курчавый", презрительное прозвище чернокожего, вывернутое растаманами наизнанку).

     Несмотря на гневные пророчества, относительно скорого краха Вавилона, братия состояла из добродушных и славных людей. Братская любовь и доброжелательность, как-то даже слишком непротиворечиво сочетавшаяся с ожиданием кошмарного конца Западной цивилизации, стали основой нравственного учения растафари. Труд считался в принципе похвальным делом - но не на Систему Вавилона (стремясь в слове вскрыть суть, раста переименовывает все и вся, в частности, найдя словцо "SHITSTEM" вместо "SYSTEM"). Карьера, участие в политике и прочая суета считались делом гнусным. Позой растамана стала спокойная величавость, мудрое достоинство, основанное на понимании мистического промысла Джа Растафари, великого таинства африканской мистики , неучастие в "крысиных гонках" копошащейся Системы. Девизом, приветствием и молитвой растафари стали слова "PEACE and LOVE".

   Вот отрывок из "Книги Бытия" растафари, написанной Расом Сэмом Брауном: "Мы, растафариане, предназначены освободить не только рассеянных по свету эфиопов, но всех вообще людей, животных, травы и все другие формы жизни". Основные же заповеди расты ("Моральный кодекс") Рас Сэм Браун сформулировал так:


  
Запрещено осквернять облик Человека надрезами, бритьем и стрижкой, татуировкой, уродованием тела.

   Необходимо соблюдать вегетарианство, хотя иногда разрешается есть мясо, кроме свинины, моллюсков и т.д.

   Мы поклоняемся лишь Растафари и никаким другим богам, объявляя вне закона все формы язычества, хотя и         относясь с уважением ко всем верующим.

   Мы любим и уважаем человеческое братство, хотя в первую очередь любим сынов Хама (т.е. африканцев - Н.С.).

   Мы отвергаем ненависть, ревность, зависть, обман, вероломство, предательство и т.д.

   Мы не принимаем ни наслаждений, предоставляемых нынешним обществом, ни его пороков.

   Мы призваны установить в мире порядок, основанный на братстве.

   Наш долг - протянуть руку милосердия любому брату в беде, в первую очередь тому, кто из ордена растафари, во вторую - любому: человеку ли, животному ли, растению и т.д.

   Мы придерживаемся древних законов Эфиопии.

   Не соблазняйся подачками, титулами и богатствами, которыми в страхе будут тебя прельщать враги; решимость тебе придаст любовь к растафари".

   Собственность в идеале должна была быть общей для всей братии.

 
   Отсюда - сознательное хитроумное словотворчество, словесная магия растафари. Из смеси просторечия, библейской и "философской" лексики братия создала свой язык - I-Language, или Dread-talk. Богатая символика и игра в переосмысление звучания слов делает песни рэггей похожими на камлание, текст становится заумью, загадочной и невразумительной, зато дает простор интуитивному переживанию и чувствованию. Характерная черта I-Language - наделение мистической силой слова "Я"("I") как символа приобщенности каждого человека к Джа. В "I" видели и символ "порядкового номера" императора, чье имя воспринималось как "Хайле Селассие Ай", и знак возвышенности и внутренного зрения ( по звучанию слов "high" и "eye"). "Я" как знак личностного начала заменяет и объектный падеж местоимений, себя же братия называет "Я и Я". По возможности "I" вставляется во все "хорошие" слова: Ithiopia, Iquality, Inity вместо Ethiopia, equality, unity.

     Где-то с 1972 г., а особенно - с выходом в 1973 г. второго записанного в Англии альбома Боба Марли и "Уэйлерз" ("Стенающих", первоначальное название, кстати, "Уэйлинг руд бойз") - "Burnin" - рэггей становится одним из самых популярных стилей рок-музыки,  а поскольку тексты в подавляющем большинстве касались идей растафари - считалось, что музыкант рэггей не развлекает, а проповедует, "выполняет духовную миссию", - то субкультура раста-рэггей очаровала черную молодежь, а заодно и раста окончательно превратилась в модный стиль, позволивший соединить "хипповость" с африканской самобытностью. Но это уже совсем другая история, к которой мы еще вернемся, но уже в следующий раз.

     Раста - это порыв уйти, вернее, вернуться к своей подлинной сути, бежав из Вавилона "домой", на свою духовную родину. "Белый" нонконформизм стремится к тому же, но - уйдя прочь из дома. Оказалось - по дороге.

     Для хиппи же раста оказалась притягательной  экзистенциальной способностью без внутреннего насилия и сожаления освободиться от Вавилона. Поэтому и опыт общин ортодоксальной "олдовой" братии привлек хиппи больше, чем призывы их черных ровесников разнести Вавилон к чертовой матери.

   Собственно, поверхностных "точек соприкосновения" можно надергать уйму: от дежурного уподобленитя музыкальными критиками фестиваля "Рэггей сансплэш" ежегодному Вудстоку, а группы растаманов из Сан-Диего "Кардифф риферз" (reefer - сигарета с марихуаной) - "Джефферсон Эйрплэйн" и "Грэйтфул Дэд" или названия первой группы Барретт (позже - ритм-секция "Уэйлерз") "Хиппи бойз" до того обрадовавшего недавно Америку известия, что Боб Марли, живший тогда в США, самолично придумывал и мастерил фенечки, которые его приятель Айбис Питтс продавал на фестивале в Вудстоке. Но главное - в глубинном сходстве. Растафари и хиппи - это однотипная реакция на разный жизненный контекст. Правда, преподаватель университета в Дар-эс-Саламе Х.Кэмпбелл возражает: «Движение хиппи было быстропреходящим явлением 60-х, а движение растафари остается выражением черного самосознания и панафриканского освобождения. В самом деле, кое-какое сходство в идеологических взглядах хиппи и расты имелось, но было бы неправильно отвергать рэггей и расту, как это делается в некоторых социалистических странах, как простое отражение упадка капитализма. Культура растафари неразрывно связана с будущим Африки" . Но это он так - не подумав, сказал: "кое-какое" и "быстропреходящим".


ХИППИ  И  РАСТА


 
 Во-первых, растафари предлагает уйти из Вавилона, не нагадив и хлопнув дверью, а весело и с легкой душой.

   Во-вторых, общим был и путь ухода - через Революцию в Сознании.
   Ребята из британской группы рэггей "Асвад" поучают: «Наша музыка - революционная сила, но эта революция должна быть духовной. Наша публика воспринимает это как революцию ... Но когда другие думают о революции, им мерещится груда оружия, пальба на улицах и все такое прочее - у нас совсем другая революция, революция без оружия. Это революция в сознании. Идет ломка общепринятых взглядов, каждый должен сам себя изменить» Как не вспомнить "Битлз": «Чтобы свершить революцию,

   Не надо менять конституцию - Прочисть-ка собственные мозги!" Боб Марли так комментировал свои песни:"Когда мы говорим о потоке и разграблении, мы не имеет в виду материальные вещи, мы хотим выжечь огнем иллюзии капиталистического сознания".Да что там - еще Предтеча Маркус Гарви говаривал:"Освободите сознание людей - и вы освободите, в конце концов, их тела".В-третьих, - всем понятно, что в-третьих. правда, собственная апология галлюциногенов (кайфа по-нашему) у хиппи была куда искушеннее и изощреннее, а для экзотических параллелей уже имелся Кастанеда с пейотизмом, но своих встретить всегда приятно.

   В-четвертых, стиль жизни в общинах растаманов был воплощенной идиллией хиппи. А в "молодежной расте" - и подавно. Вот как отозвался об общине-студии Боба Марли "Таф Гонг", объединившей в одну семью музыкантов, их друзей, друзей друзей и просто заезжих тусовщиков, человек, который туда был вхож:"То, что происходило на улице Надежды, можно описать как недогматическую религиозную общину хиппи, с изобилием еды, "травки", детишек, музыки и случайного секса". Ну, а дальше - самое главное: "Растафари - это не дрэдлокс и не косяк марихуаны. Это образ жизни, не зависящий от липовых гражданских свобод. Вместо этого растафари предпочитают нечто не столь осязаемое и более значимое: истину и справедливость. Другими словами, жить в этом мире, будучи не от мира сего", "Музыка Марли, живая ли, в записи ли, пленяла слушателя и помогала ему поставить под сомнение свои традиционные ценности и заменить их реалиями песен Марли. Воздействие было завораживающим. Многие благоговели перед каждым его, словом как наставлением по освобождению души".

   Человек, живущий с цельной натурой растамана, - это жизненность, это жизнь. Не просто приспособление к жизни, а настоящая жизнь во всей полноте, как подобает человеку.
 

    В 70-е годы Ямайка становится местом паломничества хиппи. Не таким оживленным, как Непал или Индия, но зато ближе ехать. Интересен взгляд " с другой стороны": растафари тут же признают в хиппи своих. Герой романа Теллуэлла, увидев заезжих хиппи, воспринимает их как "белых растаманов", "американских дрэдлокс".

    Влияние было обоюдным. Как свидетельствует Тимоти Уайт, автор лучшего жизнеописания Боба Марли. Первым в наследство достались средства, позволившие повернуться к обществу задницей, вторым - убеждения. Растаман знал, что у него нет выбора; хиппи, красуясь, говорили то же самое, сидя полуобнаженными во внутреннем дворике кафе и потягивая ром. молодых ямайцей из среднего класса так и тянуло к этим тусовкам и хэппенингам, и они стали подражать внешнему антуражу расты, но они совершенно наплевательски относились к строгим пищевым запретам, религиозным верованиям и смирению подлинных дрэдов.

   Ну, а дальше все покатилось стремительно и голокружительно - вплоть до громкого успеха производного от рэггей и попсового стиля Lovers" Rock

                                                          Но и это все тоже уже совсем-совсем другая история ...

РЭГГЕЙ

  

  
Конечно, главную роль в пробуждении интереса белых бунтарей к растафари, как и среди черной молодежи, сыграла рэггей, тем более, что заряд "прогрессивного" и психоделического рока .

   Именно через музыку мы познакомились ближе с верованиями и обычаями одной из самых необычных субкультур в мире: растафариан".
  
   По словам  одного американца, Кеннета Билби, "рэггей - это много больше, чем просто музыкальный саунд, вибрирующий накатывающейся волнами размер. Это образ жизни... Занятно, что эта черная милленаристская религия спасения, культ, проповедующий возвращение в Африку, крепко укорененный в особенностях социальной истории Ямайки, окажется столь зачаровывающим для американской молодежной аудитории 70-х. Без лишних рассуждений на эту тему, стоит упомянуть, что растафарианизм разделяет определенные внешние черты с ранним сан-францисским периодом движения хиппи, такие, как кое в чем парадоксальная философия "Мира и Любви", зацикленность на марихуане и предпочтение, отдаваемое длинным волосам. Хотя на этом-то общность побуждений и целей заканчивается, вокруг растафарианского триумвирата из политики, наркоты и музыки выстроилась некая мистическая аура". «В отличие от Европы, - цитирует Билби другого соотечественника, - в США рэггей более покорила белую богему, чем черную молодежь: шик рэггей превратился в некий радикальный шик, и это, возможно, было одной из причин того, что аудитория в гетто осталась к нему довольно безразличной. Зато песни рэггей настолько своеобразны, соблазнительно политизированы ... темы, которые они затрагивают, - это амброзия для вкусов белой молодежи из среднего класса: мир должен быть справедливей, люди должны любить друг друга, а марихуану надо легализовать... Политическая утопия рэггей достаточно проста, чтобы быть понятной каждому, и достаточно экзотична, чтобы потрясти и вдохновить белую американскую аудиторию".

   Правда, некоторые утверждают, что в рэггей белые нонконформисты увидели не совсем то, что там на самом деле содержалось: "Рэггей всегда была неотделима от растафарианизма. Хотя она привлекает множество белых, "потаенный" смысл рэггей остается сокрытым. В Британии братства растафариан тащатся от этой музыки и вникают в символизм текстов, который белые по-прежнему истолковывают неверно". Хотя, может быть, как раз именно белые последователи смогли правильно, без толкания смурных телег, груженых националистическими прокламациями, усвоить главную суть растафари?

 

**************************

 
P.S. Вавилон в себе самом можно нейтрализовать ненавистью, а можно - любовью. Может быть способ зависит от контекста, а может - как в панке и хиппизме - от душевного склада. Раста использовала и то, и другое, и многого достигла. Когда возникает ощущение, что ты со всех сторон обложен Системой Вавилона, втиснут в ее тесный лабиринт, и некуда бежать, - позавидуешь: вот бы и нам всем было, куда вернуться душою. Желательно - никуда не переезжая. Вот бы и нам найти такой надежный миф ("Я так хотел бы опираться на платан..."). Вместо того дурного абсурдного мифа, персонажами которого мы поневоле стали и того чистого и прекрасного, но неверного и призрачного, героями которого мы себе только кажемся.



                                                                             
 

from Cory

на главную

Hosted by uCoz